1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375-17-374-81-39

ПОСТРОИМ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВМЕСТЕ


Медиагалерея

ВЕЛОПРОБЕГ “ДОРОГАМИ ПАМЯТИ”

VII СЪЕЗД МОП “ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА” В МИНСКЕ

Гала-концерт фестиваля трудовых талантов “Новые имена” Республиканский конкурс “Профсоюзный лидер”

ГлавнаяНовостиКак построить цитадель правды
22 ноября 2018

Как построить цитадель правды

С глубоким интересом прочитал интервью С.В.Зася о важности патриотического воспитания для национальной безопасности страны. Нельзя не согласиться с тезисом о том, что ведущие позиции в современном мире занимают именно страны с устойчивой национальной идентичностью и высоким уровнем развития патриотизма. Действительно, непредвзятый анализ информационной политики, политики в сфере гуманитарного образования в средней и высшей школе ведущих стран мира показывает, что идеи поддержки и развития конституционных ценностей, национального правосознания, гордости за всевозможные достижения занимают ключевое место в воспитании и социализации подрастающего поколения. Колоссальное значение имеет воспитание чувства гордости и уважения к государственным символам страны, историческим традициям, институтам национального государства в целом.

Я солидарен с тезисом Государственного секретаря, что без таких идейных опор, как верность историческим и культурным традициям, восприятие суверенитета и независимости как высшей общественной ценности, любовь и преданность всех граждан своей Родине, нет и не может быть самодостаточной нации. Именно феномен патриотизма, идентифицирующий нацию во всем многообразии современного мира, позволяет сохранить и преумножить и традиции национальной государственности, и национальной культуры. Становится нерушимым оплотом, цитаделью тех традиционных ценностей нашей нации, без которых индивидуальное национальное белорусское Я обречено на размывание, деградацию, а в конечном итоге — на исчезновение.

С.В.Зась очертил одну из наиважнейших проблем, которая наиболее остро стоит перед белорусским обществом. И этот вопрос я бы назвал вопросом всех вопросов — проблема общей исторической памяти, общих исторических ценностей, святынь, событий и символов для всех граждан страны независимо от их политических воззрений и предпочтений. И самой важной проблемой действительно является фрагментарный и разрозненный подход к истории нашего государства, нашей государственности. Это наиважнейшая вещь.

Я всегда настаивал и буду настаивать, что изучение отечественной истории является одним из главных приоритетов государственной политики. История вместе с литературой формируют личность. Я всегда выступал против запретных тем в истории. Запрет всегда и везде был и остается самой лучшей рекламой. В век интернета запретных тем быть не может. Лжи можно противостоять только лишь правдой. В связи с этим мы должны выработать, подчеркну, в кратчайшие сроки, свою подлинно научную концепцию национальной истории, понять и принять и героическое, и трагическое, что произошло в нашей стране, научиться слушать и слышать друг друга, не забывать главное — радикальная политизация исторического прошлого чревата серьезными социальными катаклизмами.

Именно поэтому нам необходимо с привлечением всех ведущих исследователей нашей страны подготовить и провести Конгресс белорусских историков. Ему должна предшествовать черновая, мозольная работа по выработке общих позиций, в том числе и по научной терминологии, по оценке важнейших, узловых моментов белорусского прошлого. Нам необходимо создать Институт национальной памяти как координационный и экспертный центр, позволяющий выразительно и четко определять наши приоритеты и объективный образ нашего прошлого, постоянно отслеживать историческую политику наших соседей и оппонентов, оперативно реагировать на попытки фальсификации и искажения истории Беларуси. Ну и, естественно, нам необходимы новые учебники и пособия по истории Беларуси для высшей школы. Такого синтезного, обобщающего, конкурентного на мировом уровне труда сегодня, к сожалению, у нас нет.

Хочу обратить внимание, что ни в одной модели преподавания социально–гуманитарных дисциплин в зарубежных университетах нет такой дисциплины, как «История государственности». На мой взгляд, мы будем первыми, кто введет данный курс в программу подготовки студентов. Что более важно — данный курс является интегрирующим ядром для всей социально–гуманитарной подготовки. В выступлении Президента на I съезде ученых отмечено: «Гуманитариям надо больше внимания уделять объективному исследованию отечественной истории, выработке философских оснований белорусской модели социально–экономического развития, которая признана во всем мире, изучению ее политической составляющей».

Колоссальное значение в связи с этим имеет качественное преподавание блока социально–гуманитарных дисциплин как в средних специальных учебных заведениях, так и в высшей школе. Социально–гуманитарные дисциплины являются важной и неотъемлемой частью образовательного процесса в высшей школе, призванной формировать и развивать у обучающихся социально–личностные компетенции, основанные на гуманитарных знаниях, эмоционально–ценностном и социально–творческом опыте.
 

Мы должны понимать, что активная жизненная позиция студентов в решении вопросов собственной судьбы и профессиональной карьеры формируется в процессе изучения в вузах не только специальных дисциплин — данную задачу во многом решают социально–гуманитарные дисциплины. В связи с чем особенно остро перед университетами стоит задача повышения роли содержания социально–гуманитарной подготовки. Социально–гуманитарные дисциплины должны способствовать: повышению общекультурного уровня развития; формированию у студентов профессионально значимых качеств; активной общественной позиции, социальной и профессиональной ответственности; коммуникативной компетентности; потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить большие психологические нагрузки. Гуманитарные дисциплины оказывают определяющее влияние на развитие интеллектуального потенциала личности и нации в целом, способствуют устойчивому развитию общества.

Читать далее на сайте Издательского дома «Беларусь сегодня»

Карта сайта