1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375-17-374-81-39

ПОСТРОИМ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВМЕСТЕ


Медиагалерея

ВЕЛОПРОБЕГ “ДОРОГАМИ ПАМЯТИ”

VII СЪЕЗД МОП “ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА” В МИНСКЕ

Гала-концерт фестиваля трудовых талантов “Новые имена” Республиканский конкурс “Профсоюзный лидер”

ГлавнаяНовостиОпасные игры. На что нужно обратить внимание родителям подростков
18 января 2019

Опасные игры. На что нужно обратить внимание родителям подростков

Молодежи от 17 до 20 лет, студентам и абитуриентам, которые только поступили в университет в прошлом году, но так и не смогли приступить к занятиям, предъявлено обвинение за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Это громкое дело потрясло не только родителей, но и все общество. Как случается, что молодые люди оказываются на скамье подсудимых неожиданно для самих себя и своих близких? На что обратить внимание родителям, чтобы уберечь своих детей от проблем с законом, и как инспекторы работают с современной молодежью, рассказал заместитель начальника отдела профилактики УОПП ГУВД Мингорисполкома Евгений Абрамович.

— Несмотря на век информатизации, дети в силу возраста и небольшого опыта не понимают опасности «игры» с наркотиками. Даже умные подростки, которые хорошо учатся, попадают в очень сложные ситуации из-за опасных веществ. Одни становятся зависимыми или погибают, другие — получают сроки лишения свободы. Я анализирую задержания несовершеннолетних и вижу на скамье подсудимых молодежь от 14 лет. Наркодельцы знают, что за распространение наркотиков дают большие сроки заключения, поэтому втягивают в свои дела несовершеннолетних. Чаще всего дети «попадаются», когда делают так называемые «закладки» наркотиков. Помню парня, который устроился на работу курьером за 1000 долларов в месяц, чтобы больше не просить у матери деньги. В личной переписке ему сообщили, что конкретно он будет доставлять. Он решился не сразу, но искушение оказалось большим, мол, заработаю на телефон и кроссовки — и все. Но попался. Родители же были уверены, что их ребенок просто молодец, гордились, что устроился на работу… Кажется, мы делаем все, чтобы донести школьникам информацию о том, какую опасность таит в себе употребление и распространение наркотиков. Проводим лекции в школах, гимназиях, колледжах, рассказываем и объясняем, но, к сожалению, разговоры не на всех влияют.

— Какие еще правонарушения распространены среди подростков?

— На самом деле очень разные. Однако чаще всего задерживаем детей за распитие спиртных напитков. Причина банальная — желание отведать алкоголь. Причем это никак не связано с тем, в какой семье воспитывается подросток. Попробовать запрещенное — свойство переходного возраста. Еще дети могут похулиганить, например, мусорки поразбрасывать или повредить транспортные остановки. Это такая бравада со стороны подростка, попытка заявить о себе обществу, коллективу…

Но хочу отметить, что современные дети системно не употребляют наркотики, в большинстве своем не пьют и не хулиганят. Случаются громкие дела, но это скорее исключение, чем правило. Помню, на моей ответственности был подросток, который сознательно выбрал криминальный путь: мол, буду криминальным авторитетом. И объясняли ему, что это не так, как в фильмах, которых он насмотрелся… Но парень на тот момент, к сожалению, уже потерял доверие к взрослым и поэтому оказался в спецучреждении.

— Каким образом дети попадают в спецучреждение?

— У нас как бывает? Подросток напился или украл что-то в магазине. Понимает — это плохо и его должны наказать. Его и в самом деле вызывают на комиссию. Он ждет, боится. А комиссия что делает? Старается выяснить причину такого поведения, чтобы помочь. Поговорили, пожурили на комиссии и все. На одного и действительно речь повлияет, на другого — нет. Вот у последних снова случаются нарушения. Спецучреждения — это как показатель того, что за правонарушение в нашем государстве рано или поздно придется нести ответственность. Если на ребенка не воздействуют ни разговоры, ни другие мероприятия, которые проводят инспекторы ИДН, то мы таких направляем в учреждение закрытого типа. Это еще не тюрьма, а учреждение образования. Там находятся подростки со всей страны, они живут под наблюдением педагогов и психологов круглые сутки. Конечно, есть ограничение в общении с друзьями и родителями. Обычно следующий шаг после этого — тюрьма. Но чаще всего дети, побывав в таком учреждении, стараются туда не возвращаться.

— Уже прошло больше года, как внесли поправки в закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Были ли они на пользу?

— Да. Во-первых сегодня стало гораздо меньше детей, с которыми необходимо проводить работу. Раньше у нас не было возрастного ограничения и сроков пребывания на учете подростков, совершивших правонарушения. Теперь все иначе. Мы можем проводить работу с детьми, которым уже есть 11 лет. Ведь сами понимаете, что в 7-10 лет ребенок еще не может осмыслить что плохо, а что хорошо. Но с 11 лет, мы считаем, к детям уже можно принимать меры воспитательного характера, например, направление в специальное воспитательное учреждение закрытого типа. Однако одиннадцатилетних у нас мало. Теперь сотрудники инспекции и образования могут уделять непростым детям больше внимания, чем раньше. Во-вторых, люди стали привыкать к тому, что мы уже не ставим подростков на учет. У нас просто есть дети, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Родители и сами дети стали относиться к нашей работе более спокойно. Если ребенок не нарушает закон, то обычно через год работа с ним прекращается. Правда, если он осужден, то находится под нашим наблюдением, пока не закончится исполнение приговора суда.

— Что вы имеете в виду, когда говорите, что проводите работу с подростками?

— Мы наших подопечных присоединяем к участию в различных мероприятиях. Посещаем детей дома и по месту учебы: одних — раз в месяц, других — каждую неделю. Сотрудник милиции сам выбирает форму работы, исходя из личных характеристик подростка. В жизни разные ситуации бывают… Часто детям просто не хватает мужского внимания, а инспектор может объяснить что-то подростку и как-то скорректировать поведение. Инспекторы, если есть необходимость, также контролируют процессы обучения… И если есть проблемы, вместе с педагогами, психологами стараются найти причину, например, почему молодой человек не делает домашнее задание или пропускает занятия. В таких случаях ребенок видит, что его контролируют, с ним разговаривают, рассказывают о последствиях его поведения. Понимаете, перспектива попасть в специальное учреждение или тюрьму никого не прельщает. Правда, это только один из удерживающих факторов для ребенка. Нашей задачей скорее вижу выявить причину недопустимого поведения.

— Вы говорили, что инспекция проводит мероприятия…

— Да. Мы стараемся организовать досуг детей. Проводим различные спортивные турниры по футболу, хоккею, волейболу… Летом у нас проходит масштабное мероприятие под названием «Лето — пора активная!», когда мы вместе с детьми посещаем музеи, аквапарки, зоопарки, кинотеатры… Во время этой акции в нашем городе отмечается снижение подростковой преступности. Также предлагаем детям во время каникул патриотические лагеря, которые работают уже не первый год. Стали активно сотрудничать с БРСМ, например, в прошлом году они проводили для наших детей лазертаг, а также турниры по футболу и теннису. Конечно, вместе с детьми играли и наши инспекторы. Такие мероприятия объединяют, между инспектором и подопечным возникает доверие. Это важно в нашей работе.

Вообще стараемся занять свободное время каждого подопечного с учетом его интересов. А то у нас как бывает — мама сказала, например — «Ходи на бисер», — и все! Ну, не хочет этот ребенок ходить «на бисер». Часто основной проблемой «тяжелого подростка» является его незанятость. Таких мы направляем, например, в Центры, дружественные подросткам, да в общем вариантов много. Когда у подростка появляется заинтересованность в чем-то, то проблемы решаются сами собой.

— Другими словами, вы делаете то, с чем не справились родители?

— Я сказал бы, что помогаем родителям направить ребенка в нужное русло. Когда собирается комиссия, каждый субъект профилактики, а это педагоги разных уровней, психологи и другие специалисты — предлагать свои ресурсы. По разным причинам не всегда родители могут организовать досуг детям. Бывает, просто не позволяют финансы, отсутствие бабушки или дедушки, которые могут контролировать детей, — и подросток остается один, без интересов и необходимого ухода.

В общем, нет одинаковых подростков. Они все разные. Индивидуумы. Достучаться до них, найти тот самый ключик, склонить к себе, вызвать доверие — это и есть работа инспектора. Всегда нужно мониторить ребенка. Что ему интересно, чем занимается… Страница в социальных сетях многое говорит о подростке. И наши инспекторы все это изучают, чтобы «вытащить» ребенка, найти его интересам законный выход.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Источник

Карта сайта