Специалисты спорят о новых и старых методиках и подходах, и в этих спорах кто–то готов до хрипоты отстаивать принципы классического советского образования, а кто–то уверенно делает ставку на западные системы. Нет единодушия и в вопросе: что лучше — государственные или частные школы? Последние, правда, на белорусском образовательном рынке немногочисленны: всего полтора десятка из более 3.000 учреждений. Есть ли перспективы у частного школьного образования в нашей стране?
Частные учебные заведения в Беларуси начали появляться еще в 1990–е годы. Тогда эту деятельность рассматривали в первую очередь как бизнес, и, быстро осознав, что не все так просто, многие сошли с дистанции. Владельцы нынешних частных школ настаивают, что они не бизнесмены, а увлеченные педагогикой люди. И свои заведения позиционируют прежде всего как экспериментальную площадку, где можно искать ответы на тот самый вечный вопрос: как обучать? При этом уверены: в их небольших масштабах это проще, чем во всей системе. Именно в таком ключе говорили о своей работе и представители частных школ во время дискуссии, которая прошла на международной образовательной выставке в Минске ITE–2018.
Действительно, спрос на частное обучение у нас растет на фоне укрепления философии «хорошее образование не может быть бесплатным». Поэтому закономерно, что с этого года на образовательном рынке появились новички, как, скажем, мама троих детей Наталья Искорцева, которая запустила свою школу Stembridge, усадив за парты ребят с 1–го по 7–й класс. Говорит, о проекте задумалась давно, когда, будучи сотрудником кадровой сферы, обнаружила: молодые специалисты не умеют работать с информацией и в команде, у них нет так называемых soft skills, в том числе элементарного умения правильно задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения. Собственно, эти недостатки существующей системы образования и планируют исправлять частники. Получится ли?
В целом же фишки, которыми завлекает к себе частное образование, наглядно описала Вера Быкова (ее школа «Апельсин» как раз начала свою историю в конце 1990–х): увлеченные делом педагоги, маленькие классы и развивающая среда с хорошим оборудованием для физики или химии. При этом будущее частных школ, по мнению их соучредителей, — не параллельная вселенная, а продуктивное партнерство с традиционной системой, ведь и сегодня они должны работать по той же программе, что и государственные учебные заведения. То есть, по сути, начинка та же — другую обещают обертку. Показательны подсчеты представителей частных школ: мол, в государственных в год на ученика предусмотрены затраты в 1.408 рублей, а у нас — только в месяц выходит около половины этой суммы. Правда, примерно 700 рублей и есть минимальная цена, в которую родителям обойдется месяц учебы.
На долю частных школ в Беларуси сегодня приходится менее 0,5% учреждений общего среднего образования. В России эта цифра лишь немного выше — 0,7%.
У педагогов и директоров государственных общеобразовательных школ мнения по поводу частных учреждений расходятся. Одни учителя не скрывают, что не отказались бы работать в классах с меньшей наполняемостью, а не с 30 учениками одновременно, как бывает сейчас, — проще с индивидуальным подходом и контролем знаний. Но есть и те, кто, попробовав такой подход, был неприятно удивлен. Да, учеников в разы меньше, зато в геометрической прогрессии увеличиваются претензии родителей, нередко свято верящих, что за деньги педагог обязан сотворить образовательное чудо. Общий же вывод таков: дело не столько в форме собственности, сколько в двух обязательных составляющих — желании школьника учиться и профессионализме учителя.
Директор столичной гимназии № 21 Александр Казакевич вспоминает такую ситуацию. Ученика начальных классов родители перевели из частной школы под предлогом того, что кормят и ухаживают за ребенком там, конечно, хорошо, но не очень–то обучают. Как там было на самом деле? Кто знает. Увы, вопрос чаще всего упирается в личное восприятие родителей, при этом у них нет четких механизмов измерения качества преподавания, подтверждает и Виктор Пшиков, директор минской гимназии № 29:
— На мой взгляд, неправильно позиционировать какое–либо образование как элитарное или нет. Таких критериев у нас просто нет. Наверное, лучшие показатели — заинтересованность родителей в обучении в том или ином учебном заведении, микроклимат в школе и психологический комфорт ребенка.
В целом что меняется для ребят, пришедших из частных школ? Организация учебного процесса: другие масштабы заведения, где иначе решаются многие вопросы, а многолюдные классы требуют куда больше навыков в общении и социализации. Но если на стороне госучреждений — традиции и отработанная схема, где более–менее понятен конечный результат, то частные делают ставку на гибкость. Она определенности не добавляет, но в то же время приходится кстати родителям, занятым бизнесом. Когда весь день на работе, важно четко знать, что твой ребенок до вечера гарантированно под присмотром…
Читать далее на сайте Издательский дом «Беларусь сегодня»